АЮРВЕДА
АЮРВЕДА - ДРЕВНЯЯ СИСТЕМА МЕДИЦИНЫ ИНДИИ
Аюрведа на санскрите означает «наука жизни», «наука о долголетии». Это традиционная система медицины, возникшая в Индии несколько тысячелетий назад, и в современной структуре подходов к лечению ее можно отнести к альтернативной медицине
Это не просто система лечения, это знание о здоровом образе жизни и взаимодействии организма с окружающей средой. Аюрведа, наука долгожительства – это система природного лечения. Она известна своим устремлением к позитивному здоровью, натуральной красоте и долгой жизни. Имея корни в древности, Аюрведа основана на универсальных принципах и является живой системой знаний – настолько же полезная сейчас, как и много столетий назад.
Аюрведу можно назвать системой знаний о том что следует и что не следует делать, чтобы сохранить свое здоровье. Аюрведа говорит нам, что предупредить болезнь легче, чем лечить ее.
Истоки: В Индии существует четыре веды – трактаты, ставшие основой индийской философии. Это Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Адхарваведа. Считается, что Аюрведа возникла как ответвление Адхарваведы более пяти тысяч лет назад. Также считается, что это знание исходит от Брамы (божества, создавшего Вселенную согласно индийской мифологии), и было донесено до земли через поколения богов и святых. Она дошла до нас через древние манускрипты в виде книг на пальмовых листьях и коже. Старейшие книги об Аюрведе – это Чарака Самхита, Сусрута Самхита и Аштанга Самграха.
Аюрведу также называют Аштанга Веда, чтоозначает восемь ветвей знания, так как в ней можно выделить восемь направлений:
- Кайя Чикилса - Kaya Chikilsa – Общая медицина.
- Каунара Бхритья - Kaunara Bhrithya – Педиатрия.
- Граха Чикился - Graha Chikilsa - Психиатрия и лечение психосоматических заболеваний.
- Шалакья Тантра - Shalakya Tantra – Лечение заболеваний глаз, ушей, головы, носа, горла и их хирургия.
- Шалья Тантра - Shalya Tantra – Общая хирургия.
- Агада Тантра - Agada Tantra – Токсикология.
- Расаяна Чикилса - Rasayana Chikilsa – оздоровительная терапия.
- Ваджикирана Чикилса - Vajeekarana Chikilsa – Афродизиако-терапия.
В основе современной аюрведы лежит девять основных трактатов, многие из них датируются первыми столетиями нашей эры, и как целостная система она сложилась более тысячи лет назад. Существовали также и целые династии аюрведических врачей – вайдьев – которые накапливали опыт и знания в течение столетий, и многие современные аюрведические врачи происходят из таких семей.
Обширность накопленных знаний: В аюрведическое знание входит знание о приготовлении лекарственных средств из растений и минералов и животных масел и их применении для болезней в области головы, организма в целом, для лечения психических заболеваний, детских болезней, против преждевременного старения организма и пр.; знания о строении человеческого тела, активных точках и зонах воздействия (мармах).
Целостный подход: Значительность подхода аюрведы к здоровью лежит в объединяющем анализе всех динамических внутренних связей между органическими и психологическими процессами, внешними факторами, включая погоду, работу, диету, а также внутреннее психологическое и душевное состояние. Даже работая с излечением конкретного заболевания, аюрведа «видит» весь организм в целом, для нее любая болезнь – это сигнал о неблагополучии, дисбалансе во всем организме и она будет работать, прежде всего, с восстановлением баланса и здоровья во всем теле.
Предупреждение болезней: Так же, как и системы, основанные на натуропатии, Аюрведа считает, что заболевание возникает не как случайный феномен, но по определенным причинам, которые, правильно продиагностированные, могут помочь провести лечение, и, что более важно, предупредить повторное возникновение заболевания и предупредить развитие тяжелых заболеваний в будущем.
Восстановление баланса: В идеале человеческое существо и природа должны находиться в гармонии. Заболевание возникает, когда исчезает баланс между ними, когда нарушается внутренний баланс. Восстановление этого фундаментального баланса природными способами и натуральных продуктов – основная цель этой медицинской системы. Цель Аюрведы, как две с половиной тысячи лет назад сказал Сушрута, знаменитый лекарь, «это восстановление здоровья тех, кто подвержен болезням, а также сохранение здоровья души тех, кто здоров». Действительно, Аюрведа лечит не просто пораженную часть тела, а всего человека в целом. Акцент делается не просто на лечении, а на предупреждении болезней. В основе ее лекарственных средств – препараты из растений, произрастающих на территории Индии. У аюрведического лечения нет побочных эффектов, и сегодня оно получило международное признание как форма лечения, омоложения и здорового образа жизни.
Здоровый человек согласно аюрведе: Аюрведа подходит ко здоровью целостно, холистически. Поэтому факт отсутствия боли, болезни не означает здоровья. Swastha (здоровье) означает «быть в самом себе». Аюрведа описывает здорового человека так: «Samagnischa, Samadhatumalkriyah, Prasannatmendriyamanah, Swastha iti abhidhiyate” (Сушрут Самхита, Сутрастхан, глава 15, шлока 10), и это означает: «Тот, чьи доши находятся в балансе, у кого хороший аппетит, все ткани тела и все естественные отправления хорошо функционируют, чей ум, тело и дух (я) радостны, полны благодати – тот здоров».
КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЛОВЕКА - ТРИ ДОШИ
Согласно Аюрведе, каждое одушевленное и неодушевленное существо в этой Вселенной состоит из пяти основных, универсальных элементов, называемых Пять Великих Элементов (Панча Маха Бхута). Эти элементы: Земля (Притхиви), Вода (Апа), Огонь (Теджас), Воздух (Вайю) и пространство/эфир (Акаш).
Слово Доша буквально означает то, что контролирует и поддерживает тело.
Аюрведа выделила три субстанции, три основные жизненные силы, три Доши («тридоша» на санскрите), объединяющие эти элементы вселенной:
ВАТА - ветер, сочетание первоэлементов воздуха и пространства.
ПИТТА - желчь, сочетание первоэлементов огня и воды.
КАПХА - слизь, сочетание первоэлементов земли и воды.
Слово «Доша» буквально означает то, что контролирует и поддерживает тело. Все три доши участвуют и направляют все биологические, психологические, физиологические функции тела, ума и сознания.
Аюрведа полагает, что живое тело может нормально функционировать, только если Тридоша – три принципа, перечисленных выше, уравновешены между собой. А это достигается только тогда, когда сбалансированы ткани тела (Дхату), обмен веществ (Мала) и энзимы (Агни).
У каждого человека от природы соотношение Тридош в организме свое, что определяет его уникальные черты, формирует его уникальную конституцию тела, его характер. Конституция человека называется «Пракрити», и она не меняется на протяжении всей жизни, пракрити определяют посредством осмотра и опроса пациента. Также знание своей Пракрити даёт знание и о склонности к определённым заболеваниям. Человек, знающий свою Пракрити, имеет ключ к своему здоровью, знает свои слабые и сильные места и всегда может предупредить болезнь, приняв профилактические меры (применяя очистительные процедуры - панчакарму, пост, питание и режим в соответствии со своей Пракрити).
ТЕРМИНОЛОГИЯ АЮРВЕДЫ, ДОШИ, КОНСТИТУЦИЯ
ПРИНЦИП ВАТА
Эта доша считается самой главной среди трех дош, она также управляет функциями других дош, так как именно Вата отвечает за движение, в том числе и за движение Питы и Капхи.
Свойства Ваты | Функции Ваты | Важные места Ваты |
Сухая | Контролирует движения | Большой кишечник |
Легкая | Контролирует дыхание | Район таза |
Холодная | Контролирует естественные газы | Бедра |
Грубая | Трансформация тканей | Уши |
Тонкая и быстрая | Моторные функции | Кости |
Движущаяся | Сенсорные функции | Кожа |
Контролирует секреции и выделения | ||
Страх | ||
Импульсы | ||
Тревожность |
Основное место Ваты – толстый кишечник. Ткани вата доши в теле – Ашти (кости). Отходы Ваты – дыхание. Из 100 человек у 90-95 человек доша Вата дисбалансирована.
Когда Вата находится в балансе, ей присущи: энтузиазм, хорошая подвижность различных элементов тела, регулярность, хорошее удаление отходов, хорошая трансформация, эффективная работа органов.
Принцип Пита
Свойства Питы | Функции Питы | Важные места Питы |
Немного масляная | Ускоряет метаболизм и работу гормонов | Пупок |
Проницающая | Регулирует жар тела и температуру | Желудок и верхняя часть малого кишечника |
Горячая | Помогает пищеварению | Пот |
Легкая | Понимание | Лимфа |
Неприятный запах | Разумность | Кровь |
Распространяющаяся | Голод и жажда | Глаза |
Жидкая форма | Восприятие | Кожа |
Цвет и комплекция | ||
Гнев | ||
Ненависть | ||
Зависть |
Пупок – основное место нахождения Питы. Нахождение Питы в теле – Раса (плазма и пищеварительный сок) и Ракта (кровь). Отходы Питы – потение и моча. Из 100 человек у 30-40 человек дисбаланс Питы.
Когда Пита находится в балансе, ей присущи: хорошее пищеварение и метаболизм, нормальная температура, видение и восприятие, блеск, ум, смелость, мягкость, хороший аппетит и жажда.
Принцип Капха
Свойства Капхы | Функции Капхи | Важные места Капхи |
Маслянистая | Дает стабильность и энергию телу | Грудь |
Холодная | Развитие тела | Горло |
Тяжелая | Смазывание | Голова |
Медленная | Энтузиазм | Трахея |
Скользкая | Сексуальное желание | Суставы |
Мягкая | Прощение | Желудок |
Устойчивая | Иммунитет | Лимфа |
Привязанность | Жировые клетки | |
Удержание | Нос и язык | |
Собственничество | ||
Жадность | ||
Никопительство | ||
Знание |
Грудная клетка – самое важное место нахождения Капхи. Ткани Кпхи – Раса (плазма и пищеварительные соки) и Медас (жир). Отходы Капхи – стул. Из 100 человек 5-10 имеют дисбаланс Капхи.
Когда Капха находится в балансе, ей присущи: стабильность, пластичность, подвижность суставов, компактность, снисходительность, терпимость.
ДОШИ И ВРЕМЯ, ВОЗРАСТ, СТАДИИ ПИЩЕВАРЕНИЯ
Доши - это не только характеристики тела. У каждой доши есть также время дня, когда она наиболее активна, разные доши участвуют в разных стадиях пищевариения, также та или иная доша вступает в силу в разные периоды жизни.
КАПХА | ПИТА | ВАТА | |
В теле | Верхняя часть | Средняя часть | Нижняя часть |
Днем | 06:00-10:00 | 10:00-14:00 | 14:00-18:00 |
Ночью | 18:00-22:00 | 22:00-02:00 | 02:00-06:00 |
Возраст | Детство | Юность | Преклонный возраст |
Стадия пищеварения | Начало | Середина | Конец |
Другие важные термины Аюрведы:
Дхату - Этот термин буквально означает то, что поддерживает и питает функции тела. Это основные функциональные ткани тела, их семь: Раса (плазма), Медас (жировые ткани), Сукла (семя и яйцеклетки), Ракта (кровь), Ашти (кости), Мамса (мускулы), Маджжа (костный мозг). Правильное количество каждой дхату и ее сбалансированное функционирование – очень важно для хорошего здоровья.
Мала – то, что разлагает организм – это продукты метаболизма, формирующиеся в теле. Это в основном пот, урина и стул. Правильный выведение Мала в равной степени важно для здоровья. Накопление мала является причиной многих заболеваний.
Шроты – различные канал, отвественные за транспортировку еды, дхату, мала и дош. Плохое функционирование этих каналов также ведет к заболеваниям.
Агни – Концепция Агни в аюрведе уникальна. Во внешнем мире Агни можно наблюдать в солнечной энергии. Представителя солнечной эрегнии в организме – ответственный за метаболизм – называют Агни. Поскольку ткани живого тела – совсем не то же самое, что та еда, которую мы едим и которая служит основой для их строительства. И вот это превращение еды в живое тело – это то, с чем имеет дело Агни – пищеварение и трансформации.
Три гуны: Это слово означает три качества или три свойства. Это три специфических качества Ума. Это Саттва, Раджас и Тамас. Их качества:
Саттва – чистота, вера в бога, важность истины, хорошая мораль и ум.
Раджас – болтливость, эго, злость и нездоровая конкуренция.
Тамас – страх, отсутствие знания, неверное знание, чрезмерный сон, лень и депрессия.
Пракрити: Пракрити – это базовая природа, конситуция каждого человека, и она определяется в момент зачатия, составляя уникальное для каждого человека сочетание пяти элементов и оно остается неизменным всю жизнь. Однако баланс.
этот может нарушен рядом факторов, что и ведёт к заболеванию. И, как можно понять из сказанного – восстановление конституционального баланса элементов в организме человека ведет к его оздоровлению.
Выделяют ряд основных типов конституции:
- Тип Вата
- Тип Пита
- Тип Капха
- Тип Вата-Пита
- Тип Вата-Капха
- Тип Пита-Капха
- Тип Вата-Пита-Капха
Опишем самые яркие типы:
Тип Вата (доминирование ветра)
Худые, волосы, зубы, кожа и кости – ломкие, узкие и сухие голова, грудь, руки, ноги, суставы, нос, глаза и губы, суставы хрустят при движении.
Речь | Быстрая |
Сон | Некрепкий |
Сны | Активные, живые, интенсивные |
Голод/Жажда | По-разному |
Любимая еда | Сладкое, кислое, соленое |
Характер | Дружественно-спокойный, зависимый, благодарный, хорошие манеры, честный, радостный и пр. |
Движения | Медленные, но уверенные. |
Пот | Обильный |
Стул | Сухой, твердый, с запорами |
Влечение | По-разному |
Здоровье | Слабое, часто жизнь недолгая |
Заболевания | Низкая устойчивость |
Подвержены | Нервным и ментальным заболеваниям |
Тип Пита (доминирование огня)
Средний рост, могут иметь мягкие, тонкие волосы (часто – блондины). Подвержены раннему поседению, появлению морщин и облысению, тенденция к неприятному запаху тела, тонкая кожа, нормальные и не сухие голова, грудь, руки, ноги, глаза, нос. Не переносят жару. Глаза быстро краснеют.
Речь | Острая, режущая, сдержанная |
Сон | Мало |
Сны | Страх, гнев, насилие, война |
Голод/Жажда | Сильные |
Любимая еда | Холодная, горькая, вяжущая, сладкая |
Характер | Гордый, агрессивный, умный, остроумный, интенсивный, склонный приключениям. |
Движения | Умеренные |
Пот | Неприятный |
Стул | Полумягкий, основательный, маслянистый |
Влечение | Среднее |
Здоровье | Среднее, средняя продолжительность жизни |
Заболевания | Средняя устойчивость |
Подверженность | Заболевания метаболизма |
Тип Капха (преобладание слизи)
Сильные, твердые, крупные кости, часто излишний вес, мягкие, сияющие, жирные темные волосы, твердая кожа, влажные и твердые голова, грудь, ноги, руки, суставы, носу, уши, устойчивы к жаре и немного к холоду.
Чаще всего встречаются конституции с преобладанием одной или двух дош, комбинация всех трех сильных дош встречается очень редко.
РАВНОВЕСИЕ ДОШ И ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Здоровье: Здоровье по Аюрведе может быть определено как состояние баланса в работе Дош в трех сферах организма – Дхату (ткани), Мала (обмен веществ) и Агни (энзимы), сопровождающееся чувством безмятежности (благополучия) тела, органов чувств, ума и души.
Причины заболеваний по аюрведе и методы лечения
Дисбаланс трех дош возникает ввиду естественных и неестественных причин. Естественный дисбаланс происходит из-за неизбежных, природных факторов, таких как сезонные изменения погоды, возрастные изменения человека, даже разные стадии пищеварения. Этот тип отклонений легко лечится, а зачастую организм сам с ними успешно справляется, поэтому он не требует специального лечения, а лишь изменения условий.
Неестественный дисбаланс дош вызывается долгим влиянием на организм разных факторов (внутренних и внешних). Причинами дисбаланса могут быть нарушения функций органов чувств; неправильные привычки тела, подавление естественных позывов тела, вредные пищевые привычки, нарушения сезонного и ежедневного режимов. Их также могут вызывать употребление несовместимой пищи, отсутствие заботы о теле и здоровье, постоянная подверженность ума вредным чувствам жадности, зависти, гнева и пр. И если подобные факторы превышают способности организма к уравновешиванию, человек заболевает. Заболевание может появиться в любом органе, хотя причина будет не в нем, так как болезнетворное начало может продвигаться по любому из каналов организма.
Долгий дисбаланс дош в организме человека ведет к накоплению шлаков в тканях и в конечном итоге приводит к развитию заболеваний.
Поэтому основная цель аюрведического лечения – вывести накопившиеся шлаки из организма и привести баланс дош в его естественное для конкретного человека состояние. В зависимости от Пракрити (природы, конституции) каждого человека и соотношения его Тридош, аюрведический врач составляет диету и план лечения. Основная цель лечения в Аюрведе – убрать внутренние факторы, вызвавшие болезнь и привести соотношение Дош, влияющих на Дхату, Мала и Агни в нормальное состояние работы.
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ И ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
При лечении аюрведическими методами используется три вида лекарственных веществ: растительные препараты, животного происхождения, а также минералы, включая драгоценные и полудрагоценные камни и металлы. Поскольку большинство металлов в естественном виде токсичны, они подвергаются специальной обработке. Вещества растительного происхождения, использующиеся в аюрведе, произрастают на индийском субконтиненте или Гималаях, и аюрведа накопила обширные знания по порядку их сбора, по лечебным свойствам корней, листьев, коры, цветов и семян, по методике их обработки и сочетания, и по их лечебным свойствам. В аюрведе используются травяные порошки, пасты, сиропы, отвары, настойки, таблетки, масляные или спиртовые составы.
Также огромную важность аюрведа придает питанию: все, что мы употребляем в пищу ежедневно – сильно влияет на баланс в организме и, по сути, также может восстанавливать или нарушать здоровье. Поэтому аюрведа накопила целый массив знаний о том, какие виды продуктов и как именно обработанных предписываются для воздействия на ту или иную дошу. Также считается, что одним из важнейших свойств пищи являются её вкусовые качества, которых насчитывается шесть: сладкое, кислое, соленое, острое, горькое и вяжущее, а также их многообразные сочетания. Каждое из вкусовых ощущений вызывает определенный физиологический эффект: сладкое способствует образованию крови, тканей и жира в организме; кислое содействует пищеварению, горькое улучшает аппетит и т. д.
ДИАГНОСТИКА И НАЗНАЧЕНИЕ ЛЕЧЕНИЯ
Чтобы приступить к оздоровлению организма пациента, аюрведический врач сначала должен определить его природную конституцию, здесь также существует целый корпус методик: по внешнему виду, по пульсу, по ряду вопросов, порой довольно неожиданных.
Далее врач определяет, какая доша находится в раздраженном или подавленном состоянии, и подбирает методы воздействия на организм, чтобы привести доши в равновесное состояние и чтобы стимулировать токсины к выводу из организма. Поэтому план лечения сугубо индивидуален – даже если в процессе лечения применяется одна техника/процедура, ее длительность, используемые масла и другие препараты могут сильно различаться между собой. Также пациенту может быть назначена определенная диета для воздействия на доши через пищу.
АЮРВЕДИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
Давайте рассмотрим некоторые лечебные процедуры, описанные в Аюрведических трактатах и применяемых в аюрведических центрах (произношение и написание названий различается в разных источниках, ввиду особенностей произношения, трудно передаваемых в английском и русском написании).
ПАНЧАКАРМА
Основных процедур для восстановления дисбаланса дош и омоложения организма пять, и каждая процедура имеет свое воздействие на доши, поэтому обычно назначается 1-2 из них для конкретного пациента. Эти главные процедуры так и называются – Панчакарма – пять действий. Они обязательно сопровождаются сопутствующими подготовительными процедурами – массажами, приемом натуральных лекарств и диетой. В Панчакарму входят:
- ВАМАНА – терапевтическое тошнение. Устранение дисбаланса Капха доши (переизбытка слизи) и вывод токсинов из организма с помощью аюрведических препаратов через рвотную терапию.
- ВИРЕЧАНА – терапевтическое пропонашивание. Очистка пищеварительной системы, вывод токсинов из печени и кишечника.
- БАСТИ (ВАСТИ) - медицинская клизма – при нарушениях Ваты. Применение травяных клизм, состоящих из растительных масел и различных отваров при расстройстве Вата доши.
- НАСЬЯМ - процедура для очистки носа, горла, пазух и головы. Терапия для вывода токсинов, накопившихся в области головы и шеи через нос и рот вместе с их секрециями; этот процесс проводится путем введения капель, состоящих из жидких растительных препаратов или лекарственных масел через нос.
- РАКТА МОКША – кровопускание с использованием лекарственных пиявок. Является эффективным методом для чистки крови при раке и заболеваниях, связанных с загрязнением крови. Согласно некоторым трактатам пятым действием Панчакармы называют Широдхару.
Ниже мы опишем основные процедуры, применяющиеся вместе или отдельно от Панчакармы (некоторые являются необходимой ее составляющей). Основная часть массажей проводится на особом массажном столе, изготовленном из цельного куска дерева с каналами для стока лечебных препаратов, чтобы пациенту было комфортно во время процедуры. Также обратите внимание, что порядок проведения процедуры и ее длительность может различаться в разных центрах, и, мало того, одна и та же процедура может проводиться по-разному для разных пациентов.
СНЕХАПАНА (СНЕХАНА):Внутреннее промасливание – прием масляных препаратов внутрь. Цель - отделить Аму (токсины) от стенок Шрот (проводящих каналов тела). Применяется для лечения остеоартрита, лейкемии и для очистки организма от шлаков. Лечение длится от 5 до 12 дней с постепенным увеличением дозы.
СНЕХАДХАРА: Теплое лечебное масло льется на все тело пациента с одновременным массажем тела. Выполняется двумя массажистами. Поток масла не должен прекращаться, абсолютно все тело промасливается, затем тело обмакивается полотенцем. Перед принятием ванны на все тело еще раз наносится небольшое количество масла. Артриты, остеоартриты, спондилезы, проблемы с межпозвоночными дисками, боли в спине, параличи, неврологические расстройства.
АБХЬЯНГАМ: Особый вид масляного массажа всего тела, отличающийся глубиной и ритмичностью. Масла с использованием 10-50 трав. Удаляет внутренние и внешние шлаки из тела; замедляет старение; нормализует сон; эффективно способствует контролю за весом тела; полезен при кожных заболеваниях, укрепляет сон, зрение, отдаляет старение. Тревожность, депрессия, утомляемость, бессонница, тревога, артриты, боли в спине, ревматизм, спондилез, парезы и параличи, спортивные травмы.
ПИЖИЧИЛ: название процедуры происходит от слова со значением «выжимать» - в процессе непрерывного массажа массажисты выжимают теплое лечебное масло из специальных кусочков ткани на тело пациента, обеспечивая непрерывное поступление масла на тело пациента с целью промасливания, прогревания и питания. Массаж движется по нисходящей, пациент принимает семь положений, чтобы абсолютно все части тела были подвергнуты массажу. Назначается при таких заболеваниях, как паралич, мышечные спазмы, остеоартриты, анкилозы суставов, спондилиты, неврологические расстройства, атрофия мышц, мышечные боли, люмбаго, мышечные парезы, параличи, ишиас, спортивные травмы.
НАВАРАКИЖИ: Эта процедура показана для лечения всех видов ревматизма, болей суставов, высокого кровяного давления, высокого холестерина и определенных видов кожных заболеваний. Процедура нацелена на вызывание потения тела, в массаже применяются мешочки Кижи с рисом Навара, сваренным вместе с лечебными травами и маслами. Мешочки окунаются в нагретое лечебное масло и используются во время массажа.
ДХАРА: «Шира» означает голову, а «Дхара» - непрерывное течение. Процедура назначается при повышенной вата-доше и связанных с ней заболеваниях: бессоннице, психическом напряжении, головных болях, мигренях, стрессах, заболеваниях глаз, хронических синуситах, астме, повышенном давлении и некоторых кожных заболеваниях. Настоянное на лекарственных травах масло, либо молоко, кокосовая вода, либо просто отвар из трав непрерывной тонкой струей льется на определенную активную точку на лбу пациента. Разновидности процедуры: Широдхара, Кширадхара (молочная) и пр.
ШИРОВАСТХИ: Специальные теплые масла льются в колпак, обернутый вокруг головы, и удерживаются в течение 15-20 минут. Используется при лечении катаракты, ушных заболеваний, поражениях головного нерва, мигрени, бессоннице, ухудшении памяти, преждевременном поседении, заболевания головы и ЛОР, депрессии, неврологических расстройствах.
УДВАРТХАНАМ: Эта сухой массаж всего тела с травяным порошком. Это эффективное лечение излишнего веса, паралича, кожных нарушений, нарушениях циркуляции крови. Здесь травяной состав порошков применяются на все тело в особой массажной технике в течение 30-40 минут.
КИЖИ: Эта процедура особенно эффективна для остеохондроза, спондилита и спортивных травм. Здесь травяные листья и порошки, завязанные в тканные мешочки, применяются в массаже после погружения их в теплое лечебное масло.
ПОДИККИЖИ ИЛИ ЧУРНАШВЕДА: Смесь травяных порошков (чурна) завязана в мешочки, окунается в травяной отвар и применяется на все тело или нужную часть тела, вплоть до часа в качестве припарки. Через некоторое время после процедуры обязателен прием ванны. Необходимо следовать диете в течение нескольких дней после процедуры. Полезна при нарушениях Ваты и Капхи.
КАТИВАСТХИ: Это очень эффективная процедура при болях в спине и нарушениях позвоночника. Здесь теплые лечебные масла применяются локально в области поясницы в течение 45-60 минут.
УРОВАСТХИ: Это эффективное одноразовое лечение, применяемое при дыхательных нарушениях, сердечных нарушениях и мышечных болях в груди. Теплое лечебное масло применяется локально в районе груди в течение 45 минут.
ЙОНИ ПРАКШАЛАНАМ: Это хорошее лечение при гинекологических нарушениях и для очищения гениталий. Травяные масла применяются в вагинальной области. План лечения рассчитан на 7 дней.
КШИРАДХУМАМ: Это одноразовое лечение при лицевых параличах, нарушениях речи, параличе Белла и других нервных расстройствах, нарушениях работы нервных каналов. Здесь используются примочки/лечебный пар с настоянным на травах коровьим молоком.
ТХАЛАМ: Это одноразовое лечение, помогающее при бессоннице, головных болях и мигрени. Здесь лечебная паста из масла и порошков применяется на область головы.
ЛЕПАНАМ: Это одноразовое лечение при воспалениях. Здесь лечебная паста принимается накожно в районе поражения.
КАРНАПУРАНА: Закапывание лечебного масла в уши и массаж ушных зон. Необходимая внутренняя составляющая многих терапий. Применяется при: хроническом воспалении среднего уха, шумах в ушах, глухоте, а также при лечении головных болей.
БАШПАШВЕДА: Применяется обычно после полного промасливания тела в Абхъянге. Вызывает активное потение. Высокая температура Сведаны сжижает шлаки и помогает телу вывести их через поры кожи. Пациент сидит или лежит в специальном парном боксе, с головой, остающейся снаружи, куда на определенное время подается пар от лечебных травяных отваров. Не показан больным с повышенным кровяным давлением. Процедура эффективна даже отдельно для лечения поясничных болей мышечных спазмов.
ЗАБОЛЕВАНИЯ, КОТОРЫЕ ЛЕЧИТ АЮРВЕДА
Мы приводим ниже примерный перечень заболеваний, которые лечит аюрведа. Лечение наиболее эффективно на начальных стадиях заболевания.
Аллергия | Альцгеймер | Артрит | Астма |
Бесплодие | Бессонница | Бронхит | Булимия |
Гастрит | Гайморит | Геморрой | Головные боли |
Гипертензия, гипертония | Гипотириоз | Диабет | Депрессия |
Зависимости | Запоры | Индекс дифференцировки лимфоцитов | Кожные заболевания |
Колит | Менопауза | Множественный склероз | Нарушения пищеварения |
Ожирение | Остеопороз | Параличи | Пред-менструальные синдромы |
Психологические нарушения | Проблему простаты | Ректальные нарушения | Сердечно-сосудистые заболевания |
Синуситы | Спондилез | Фиброма | Фибромиалгия |
Фистула | Хроническая усталость | Хронические боли | Экзема |
Язва |
Некоторые курорты также берутся за восстановление организма в постоперационный период, а также после химиотерапии и последствий облучения
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЛЕЧЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Конечно же, помимо работы с организмом в целом. В аюрведе разработаны и процедуры, предназначенные с работой с конкретными заболеваниями, которые обычно назначаются вместе с общими процедурами. Ниже мы приводим справочно, сколько может потребоваться времени для лечения конкретного заболевания, о которых нас спрашивают чаще всего (пожалуйста, при запросе лечения в конкретном курорте, уточняйте у нас время, за который они берутся работать с конкретной проблемой именно они):
- Ревматоидный артрит: 3 недели
- Остеоартрит: 3 недели
- Поясничный и шейный спондилез: 3 недели
- Неврологические нарушения: 3 недели
- Адгезивный капсулит плеча «Замороженное плечо»: 3 недели
- Нарушения пищеварения: 2 недели
- Кожные заболевания включая псориаз: минимум 25 дней
- Ожирение: 3-4 недели
- Проблемы, связанные со стрессом: 2 недели
- Геморрой: 2 недели
- Диабет: 2 недели
- Программа для людей преклонного возраста: 2-3 недели
- Регуляция веса: 3 недели
- Головные боли: 2 недели
- Паралич: 4 недели
- Параплегия: 4 недели
- Гайморит: 2 недели
- Проблемы желудочно-кишечного тракта: 2 недели
- Проблемы верхних дыхательных путей: 2-3 недели
- Лечение зависимостей: 3-4 недели